Самообразование
Тема "Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста"
(Триз - теория решения изобретательских задач )
Задачи речевого развития: * развитие словаря (обогащение, уточнение, активизация, устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь)
* формирование грамматического строя речи (морфология, синтаксис, словообразование)
* развитие связной речи ( разговорная речь, пересказ, рассказывание)
ТРИЗ для детей дошкольного возраста
* увеличить эффективность программы;
* разнообразить виды детской деятельности;
* развить творческое мышление, научить ребенка нестандартно думать и находить собственные решения;
Задачи использования технологии ТРИЗ:
* развитие нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий;
* формирование целостной картины мира;
* воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задачи;
* развитие речи, памяти, творческого воображения.
Методы:
* бином - фантазий (установление связей между двумя предметами); * моделирования (воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя. работа с ними);
* метод фокальных объектов ( перенесение свойств или признаков одного или нескольких объектов на другой объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным);
* метод морфологического анализа ( метод систематизации перебора вариантов всех теоретически возможных решений, основанный на анализе структуры объекта);
* метод фантазийного рассказывания (изменение окончания сказки через анализ ресурсов сказочного героя. изменение сюжета сказки путем переноса героев в другие условия, рассказывание на тему "Что будет, если...", "винегрет" из сказок и т.д.)
* метод системного оператора (упражнение развития системного логического мышления, позволяющее видеть объект одновременно в структурном, временном и функциональном аспектах );
* эмпатия ( личностное уподобление: принятие на себя образов рукотворных , природных объектов, а также их частей).
Литература:
Гин С.И. "Занятия по ТРИЗ в д/с " Пособие для педагогов дошк. учреждений. Мн.:УП "ИВЦ Минфина"2010г.
Гин А.А. "Задачки сказки от кота Потряскина" 2006г.